Евро-2020: официальный мяч
Мяч как символ праздника
Официальный мяч чемпионата Европы был презентован в ноябре 2019 года. Новинку представил немецкий спортивный бренд Adidas, который традиционно поставляет игровые мячи для международных турниров УЕФА и ФИФА. Участники чемпионата сыграют снарядом под названием Uniforia, составленным из слов «единство» (unity) и «эйфория» (euphoria). Название должно подчеркнуть радость болельщиков и единство Европы ‒ в честь шестидесятилетия первого чемпионата игры нынешнего состязания пройдут в двенадцати городах континента. Дизайн мяча призван обозначить инклюзивность турнира, общедоступность праздника футбола для всех.
Разработка мяча началась в 2018 году. Специалисты из Adidas решили особо выделить культурное разнообразие грядущего турнира. Дизайнер компании Аника-Мари Кенног отметила, что для создателей официального мяча важна культура места проведения чемпионата, жизнь людей и дух улиц городов-хозяев. «ЕВРО-2020 является одним из самых масштабных событий спортивного мира. Это отличная возможность продемонстрировать силу единства и в очередной раз показать, что спорт объединяет людей, их идеи и творческий потенциал», ‒ подчеркнула Кенног.
Дизайнеры использовали широкие черные мазки с размытыми краями ‒ олицетворение мостов, соединяющих берега и стирающих границы. Культурное разнообразие турнира призваны подчеркнуть яркие разноцветные линии, идущие поверх черных полос. «Футбол ‒ это игра для всех. Независимо от того, кто вы, откуда родом и где играете. Пока мы играем, мы вместе. Uniforia ‒ это только символ. Но это символ, вокруг которого мы все можем и должны объединиться», — отметил вице-президент Adidas по бренд-маркетингу Флориан Альт.
Внутри мяча находится камера из синтетической резины, покрытая термически скрепленной бесшовной оболочкой из полиэфира. Обшивка мяча оснащена инновационной технологией Hi-White. «Сверхбелый» материал призван сделать Uniforia максимально видимым ‒ как для игроков, так и для болельщиков.
От кожаной классики – к новейшим технологиям
Uniforia стал 16-м официальным мячом Евро. На первых двух чемпионатах Европы (1960, 1964) самого понятия «официальный мяч» не существовало ‒ команды играли тем, что предоставляли национальные ассоциации, принимающие соревнования. А с Евро-1968 началась эпоха «Адидаса».
На чемпионатах Европы с 1968 по 1976 участники играли разными версиями мяча Telstar. Сфера состояла из 32-х шестиугольных кожаных панелей и стала настоящей классикой. Основной проблемой мячей тех лет была большая водопроницаемость: в дождь кожа промокала, а снаряд становился тяжелее на 20%. В Adidas смогли решить эту проблему, покрыв поздние версии Telstar полиуретаном.
На протяжении следующих двух десятилетий на футбольных аренах Европы играли мячами из линейки Tango. В 1980-м в Италии последний раз предметом игры был кожаный снаряд ‒ Tango River Plate. Через четыре года во Франции играли уже полностью полиуретановым Tango Mundial, проблема с водопроницаемостью была практически решена. Евро-1988 в ФРГ обслуживал более износоустойчивый Tango Europa.
С 90-х на базе линейки Tango к каждому турниру решили создавать мяч с уникальным дизайном и историей.
Евро-1992 в Швеции ‒ Etrusco Unico. Мяч отсылал к искусству этрусков: поверхность украшали изображение львиных голов, взятых из культурных мотивов древней цивилизации.
Евро-1996 в Англии ‒ Questra Europa. Обновленная версия мяча, подготовленного двумя годами ранее для ЧМ в США. Название снаряд получил в честь 25-й годовщины космического полета корабля «Аполлон-11», экипаж которого впервые высадился на Луну.
Евро-2000 в Бельгии и Нидерландах ‒ Terrestra Silverstream. Название и сине-серебристый дизайн мяча отсылали к рекам («серебряным потокам») стран-хозяек. Это был последний мяч из классической линейки Tango на Евро.
В XXI веке все чемпионаты Европы получили эксклюзивные мячи. Для каждого турнира не только разрабатывали уникальный дизайн, но и использовали новые технологии.
Евро-2004 в Португалии ‒ Roteiro. Дизайн мяча привязали к великим географическим открытиям португальцев: зеленоватый металлик символизировал море, голубой ‒ небо, а серебристый ‒ систему координат. Впервые во время изготовления снаряда его части не сшивали, а склеивали при высокой температуре.
Евро-2008 в Австрии и Швейцарии ‒ Europass. Визуальное оформление базировалось на красном, белом и серебристом ‒ цветах флагов принимающих стран и оттенке главного трофея соревнования. Новой технологией стала так называемая «гусиная кожа»: поверхность мяча была покрыта множеством небольших точек. Это позволяло игрокам лучше контролировать Europass.
Евро-2012 в Польше и Украине ‒ Tango 12. Создатели решили отдать дань уважения знаменитой серии: элементы оформления классических мячей линейки Tango дополнили фрагментами в цветах флагов стран-хозяек турнира. Внешнее покрытие сферы выполнили из пяти полиуретановых слоев.
Евро-2016 во Франции ‒ Beau Jeu (для плей-офф ‒ Fracas). Название мяча для групповой стадии переводится как «красивая игра». Сферу выполнили в цветах французского триколора с серебристыми вставками, отсылающими к цвету Кубка Европы. Для матчей плей-офф был подготовлен специальный вариант дизайна, вставки поменялись на черно-красные. Гамма и название («Рокот») символизировали накал страстей во время решающих матчей. Улучшенная структура поверхности обеспечила лучший контроль и повысила видимость мяча.
Нашли ошибку? Сообщите нам
Комментарии (0)