Гран-при Бахрейна 2025: башня для королевской семьи и рекордный для «Формулы-1» контракт

Караван «Формулы-1» перемещается в район пустыни Сахир, где на одноименной трассе пройдет четвертый этап чемпионата мира после Австралии, Китая и Японии. Первые заезды Гран-при Бахрейна стартуют 11 апреля.
История Гран-при Бахрейна: интересные факты и ключевые события
Пустынный «тилькодром»
Трасса «Сахир» стала одним из первых проектов Германа Тильке для обновленного календаря «Формулы-1». В начале XXI века промоутеры чемпионата активно расширяли географию, и власти Бахрейна охотно согласились на сделку. Королевство выложило на создание автодрома 150 миллионов долларов. Уже в апреле 2004 года в некогда безмолвной пустыне взревели двигатели болидов.
Визитной карточкой автодрома стала башня «Сахир» — сооружение из 8 этажей, откуда за соревнованиями могут наблюдать члены королевской семьи и высокопоставленные гости. Организаторы первого Гран-при Бахрейна даже подготовили специальные трофеи в виде башни, однако получилось слишком незамысловато — в СМИ кубок даже окрестили «мусорным ведром». И только в 2008 году промоутеры Гран-при пришли к тому дизайну трофея, который используется и по сей день. Увидеть его можно на фото ниже:
Красный триумф
Счастливым обладателем трофея-башни по итогам первого Гран-при Бахрейна в 2004 году стал Михаэль Шумахер. Красный Барон выступил на новой трассе в доминирующем стиле, выиграв квалификацию и гонку с лучшим кругом. Следом финишировал его напарник бразилец Рубенс Баррикелло.
С тех пор на «Сахире» Шумахер больше не побеждал, однако «Феррари» может похвастаться россыпью своих гонщиков, финишировавших здесь на первом месте. Итальянская команда чаще других побеждала на Гран-при Бахрейна (7 раз), в разные годы успеха добивались Фелипе Масса, Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель и Шарль Леклер. При этом среди гонщиков абсолютным рекордсменом трека является Льюис Хэмилтон (5 побед, «Мерседес»).
Трасса, российский дебют и возвращение Шуми
Оригинальная версия «Сахира» растянулась на 5412 метров (5417 до изменений), но были в истории автодрома и особенные случаи, когда гонки проводились на малой (3543) и большой (6299) трассах.
Длинный круг в 6,3 км в первый и единственный раз принял Гран-при 2010 года. Этап открывал сезон «Формулы-1» и во многом стал историческим. Именно здесь появилась новая (современная) система начисления очков, которая кардинально отличалась от версии 1950 года. Также в сезоне-2010 впервые с 1993 года отменили дозаправки. Но самое важное — на старте чемпионата в Бахрейне состоялось возвращение легендарного Михаэля Шумахера и дебют первого российского гонщика «Формулы-1» Виталия Петрова. Особых успехов оба не достигли: немец в первой гонке за «Мерседес» стал шестым, а Петров в составе «Рено» и вовсе не добрался до финиша.
Победителем Гран-при 2010 года стал двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, выступавший в тот момент за «Феррари».
На следующий год организаторам пришлось отказаться от проведения этапа из-за волны беспорядков и восстания в Бахрейне. Но уже в сезоне-2012 трасса «Сахир» полноценно вернулась в календарь и неизменно принимает гостей из мира «Формулы-1». Паузы не было даже в пандемию коронавируса.
Один Гран-при хорошо, а два — еще лучше
Ранее мы упомянули конфигурацию трассы длиной 3543 метра, которая всего раз использовалась для Гран-при. Дело в том, что во время пандемии многие страны отказывались от проведения соревнований, и организаторы чемпионата «Формулы-1» нашли самый очевидный выход из ситуации — стали проводить несколько этапов на одном и том же автодроме.
«Сахир» стал одним из таких мест. В конце ноября здесь прошел традиционный Гран-при Бахрейна, а неделей позже — единственный в своей истории Гран-при Сахира на конфигурации трассы в 3,5 км. В первой гонке уверенную победу одержал пилот «Мерседес» Льюис Хэмилтон, но несколько дней спустя британец сдал положительный тест на ковид и вынужденно пропустил следующий этап. Единственным в истории победителем Гран-при Сахира является мексиканец Серхио Перес.
Авария Грожана, пожар на трассе «Сахир»
Знаменательный этап 2020 года запомнился не только победой Хэмилтона, пустыми из-за пандемии трибунами, но и страшной аварией, которая едва не обернулась трагедией.
Уже на первом круге гонки француз Ромен Грожан, зацепившись за болид российского гонщика Даниила Квята, потерял управление над машиной «Хаас» и вылетел в защитный барьер. От удара болид разорвало на части в районе топливного бака, из-за чего он моментально вспыхнул. Передняя часть машины вместе с Грожаном застряла в барьере, гонщик не мог выбраться долгие, казавшиеся вечностью секунды. Водитель медицинской машины помог французу выйти из западни, Грожан получил сильнейшие ожоги, но, к счастью, избежал угрожающих жизни травм.
На этом его карьера в «Формуле-1» была закончена. Травмы не позволили французскому пилоту выступить в финале сезона-2020, а контракта на следующий год у него не было.
«Сахир» — идеальный автодром?
За 20 лет истории Гран-при Бахрейна полюбился многим фанатам автогонок, он нравится пилотам и руководителям чемпионата. Здесь долгие годы успешно проходят предсезонные тесты, и «Сахир» неизменно ассоциируется с первой частью сезона. Все эти факторы, а также личная заинтересованность властей Бахрейна привели к тому, что 2022 году трасса получила самый длительный контракт в истории «Формулы-1». Стороны договорились о проведении Гран-при вплоть до 2036 года.
Расписание Гран-при Бахрейна 2025
Уик-энд на трассе «Сахир» пройдет в классическом формате — три тренировки, квалификация и гонка. Большая часть заездов запланирована на вечер, впервые в сезоне гонка «Формулы-1» пройдет под искусственным освещением.
- 11 апреля, 14:30 по московскому времени — первая сессия свободных заездов
- 11 апреля, 18:00 по московскому времени — вторая сессия свободных заездов
- 12 апреля, 15:30 по московскому времени — третья сессия свободных заездов
- 12 апреля, 19:00 по московскому времени — квалификация
- 13 апреля, 18:00 по московскому времени — гонка
Букмекерские фавориты, шансы Ферстаппена и Норриса
После трех гонок в общем зачете лидирует Ландо Норрис, который всего на одно очко опережает Макса Ферстаппена (62 против 61). Болиды «Макларен» еще ни разу в истории не побеждали на «Сахире», но букмекеры по-прежнему верны себе и выбирают фаворитом гонки 13 апреля Норриса — коэффициент 2,75 по линии букмекерской конторы PARI.
Ферстаппен с «Ред Булл» брал победные кубки Гран-при Бахрейна в 2023 и 2024 годах и в апреле 2025 уверенно выиграл этап чемпионата в Японии. Тем не менее коэффициент на успех нидерланца в предстоящей гонке чуть ниже — 4,00.
Победа Оскара Пиастри «стоит» 3,20, а вот, например, на резвого новичка «Мерседес» Кими Антонелли можно поставить с коэффициентом 35,00.
Где смотреть «Формулу-1», трансляции гонок
Официальные трансляции «Формулы-1» и младших гоночных серий недоступны для зрителей на территории России. За эфирами можно следить онлайн бесплатно в различных тематических сообществах «ВКонтакте»: например, «Вершина автоспорта», «Русский голос Формулы-1» или «Stanizlavsky — Формула-1».
Нашли ошибку? Сообщите нам
Комментарии (0)