Гран-при Эмилии-Романьи: автодром семьи Феррари, гибель Сенны и второй шанс

Итальянская Имола с 16 по 18 мая примет седьмой этап чемпионата «Формулы-1». Вспоминаем богатую историю трассы и говорим о фаворитах предстоящего гоночного уик-нда.
Трасса в Имоле 25 лет принимала Гран-при Сан-Марино
Гран-при Эмилии-Романьи появился в календаре «Формулы-1» только в 2020 году, но поклонники чемпионата знакомы с трассой в Имоле почти полвека. Автодром дебютировал в сезоне-1980 под вывеской Гран-при Италии — в первый и пока последний раз. Большую часть своей истории — с 1981 по 2006 год — этап был известен под названием… Гран-при Сан-Марино.
Дело в том, что уже тогда свое место в календаре прочно занимал другой итальянский городок — Монца. Именно «храму скорости» досталось почетное звание столицы «Формулы-1» в Италии. Имоле же пришлось уступить и согласовать для этапа название близлежащего карликового государства, граница с которым располагается примерно в 100 км от трассы.
Первыми трек опробовали мотоциклисты
История автодрома в северном регионе Эмилия-Романья началась задолго до появления здесь королевских гонок. Изначально трасса проектировалась для мотоциклов, и первые соревнования в Имоле прошли в 1953 году. Позже проект расширялся, число стартов росло, и со временем быстрая и опасная трасса получила признание в Европе. Фактически первым победителем гонки в Имоле, которая не вошла в официальный календарь «Формулы-1», стал Джим Кларк (1963 год). Исторически же им считается Нельсон Пике (1980).
Свое современное название «Автодром Энцо и Дино Феррари», названный в честь основателя легендарной автомобильной компании и его сына, получил в 1988 году. Наряду с Монцей трасса считается домашней для команды «Феррари». Скудерия побеждала здесь шесть раз, последний успех датируется 2006 годом.
«Черный уик-энд», гибель Сенны
За свою долгую историю Имола претерпела множество изменений в конфигурации, в том числе для того, чтобы сделать трассу безопаснее для пилотов. В частности, организаторов заботил поворот «Тамбурелло», который гонщики проходили на пределе. Между трассой и бетонной стеной, застилающей местную речку Сантерно, было критически мало места. В разные годы здесь в аварийные ситуации попадали Нельсон Пике, Герхард Бергер, Микеле Альборето, Риккардо Патрезе и другие гонщики. Но навсегда историю автодрома и «Формулы-1» изменил Гран-при 1994 года.
Тогда один этап унес жизни сразу двух пилотов, что повергло в шок общественность и самих участников чемпионата. Во время квалификации Гран-при Сан-Марино в повороте «Вильнев» разбился австрийский дебютант «Формулы-1» Роланд Ратценбергер, а уже в воскресенье, 1 мая, злополучный «Тамбурелло» стал конечной точкой в карьере великого бразильца Айртона Сенны. Трехкратный чемпион врезался в бетонную стену на скорости 211 км/ч. Травмы головы, полученные в результате аварии, оказались смертельными. Позднее стало известно, что в рукаве комбинезона бразильца был найден австрийский флаг — так Сенна хотел почтить память Ратценбергера в случае победы в гонке.
События, произошедшие в «черный уик-энд», ускорили модернизацию автогонок и систем безопасности. Считается, что современные средства защиты в «Формуле-1» могли бы сохранить жизни погибших гонщиков, если бы применялись в то время.
Сейчас «Тамбурелло» перепрофилирован в серию шикан, рядом частично вырубили деревья, что позволило отодвинуть бетонный отбойник и расширить зону вылета. В 1996 году во внутреннем парке трассы был установлен бронзовый памятник Сенне, в память о Ратценбергере в повороте Тоса появилась мемориальная доска.
Новая жизнь автодрома
Трасса продолжала принимать Гран-при с момента трагедии до сезона-2006 включительно, после чего потеряла место в календаре. Возвращение в Имолу состоялось только в 2020 году, когда автодром принял один из этапов чемпионата вместо Китая, который был эпицентром пандемии коронавирусной инфекции. С тех пор «Автодром Энцо и Дино Феррари» традиционно проводит Гран-при Эмилии-Романьи. Этап не состоялся только в 2023 году — из-за наводнения в регионе. Окрестные реки, включая расположенную у трассы Сантерно, вышли из берегов; из соображений безопасности гоночный уик-энд был отменен.
Движение против часовой стрелки
Современная конфигурация трассы «Формулы-1» в Имоле имеет 19 поворотов, ее общая протяженность составляет 4,909 км. Это одна из немногих трасс в международном календаре, гонки на которой проходят против часовой стрелки.
На автодроме чаще всех в истории побеждал Михаэль Шумахер: на счету немецкого пилота 7 побед, включая первое место в трагической гонке 1994 года. Но если считать успехи только на Гран-при Эмилии-Романьи, то здесь нет равных Максу Ферстаппену (3). Кроме нидерландца на современной конфигурации побеждал только Льюис Хэмилтон (сезон-2020).
Расписание Гран-при Эмилии-Романьи 2025
Этап чемпионата пройдет в классическом формате: три сессии свободных заездов, квалификация и гонка. Предварительный прогноз на Гран-при Эмилии-Романьи обещает солнечную погоду в дни гоночного уик-энда, так что повторения сценария от 2023 года, к счастью, ждать не стоит.
- 16 мая, 14:30 по московскому времени — первая сессия свободных заездов
- 16 мая, 18:00 мск — вторая сессия свободных заездов
- 17 мая, 13:30 мск — третья сессия свободных заездов
- 17 мая, 17:00 мск — квалификация
- 18 мая, 16:00 мск — гонка
Фавориты Гран-при Эмилии-Романьи — снова дубль «Макларен»?
Австралиец Оскар Пиастри, номинально считавшийся вторым номером команды «Макларен», продолжает наращивать преимущество в личном зачете пилотов. После четырех побед в сезоне в активе Пиастри уже 131 очко, в то время как его более опытный напарник Ландо Норрис набрал 115 баллов. Букмекеры оценивают шансы австралийца на победу в Италии чуть выше — коффициент 2,30 против 2,40 у британца на сайте компании PARI.
Поставить на успех действующего чемпиона мира Макса Ферстаппена («Ред Булл») можно с коэффициентом 6,70. А вот возможная победа «Феррари» умножит ставку на 17,00 — в случае, если вы поставите на Шарля Леклера. Успех семикратного чемпиона «Формулы-1» Льиса Хэмилтона оценивается в 25,00.
Где смотреть «Формулу-1», трансляции гонок
Официальные трансляции «Формулы-1» и младших гоночных серий недоступны для зрителей на территории России. За эфирами можно следить в различных тематических сообществах «ВКонтакте».
Нашли ошибку? Сообщите нам
Комментарии (0)