Гран-при Испании: смена автодромов, первая победа Шумахера за «Феррари» и громкий дебют Ферстаппена

30.05.2025 • 09:52
Гран-при Испании: смена автодромов, первая победа Шумахера за «Феррари» и громкий дебют Ферстаппена

Девятый этап чемпионата «Формулы-1» пройдет в Барселоне с 30 мая по 1 июня. Автодром «Каталунья», возможно, в последний раз окажет теплый прием королеве автоспорта.

Уже со следующего года гонку перенесут в Мадрид, и это будет девятая трасса в долгой истории Гран-при Испании. В преддверии гоночного уик-энда знакомимся с интересными фактами и определяем фаворитов этапа.

Одна из старшейших вывесок в автоспортивном календаре

В Испании автогонки начали набирать популярность в начале XX века — первым Гран-при принято считать заезд 1913 года. Тогда участники преодолели 300-километровую дорожную трассу в Гвадарраме, расположенную близ Мадрида. Гонка получила официальное название Гран-при Королевского автомобильного клуба Испании (RACE) и завершилась победой Карлоса де Саламанки на Rolls-Royce.

В последующие годы экономика страны переживала не лучшие времена, поэтому автогоночную историю пришлось отложить в долгий ящик. Однако местные предприниматели, представители власти и RACE уже подыскивали подходящее место для будущих гонок. Выбор пал на пригород Сиджеса.

Пять кубков за одну победу

Будущий автодром «Сиджес-Террамар» был одним из объектов, включенных в проект нового города-сада, наряду с казино, отелем и гольф-клубом. Трасса в форме овала была построена всего за 300 дней и официально открыта в 1923 году. К тому моменту в мире насчитывалось еще три автодрома — «Бруклендс» (Великобритания), «Монца» (Италия) и «Индианаполис» (США), что делает «Сиджес-Террамар» одним из старейших треков в мире.

Призовых денег по итогам дебютной гонки не было, однако ее победитель Альберт Диво получил сразу пять (!) кубков от разных представителей организаторов. Несмотря на размах проекта, здесь было суждено пройти только одной гонке с приставкой Гран-при.

До наших дней «Сиджес-Террамар» успела побывать трассой для съемок коммерческой рекламы и телевизионных шоу, соревнований по конному спорту и даже… птицефермой.

С 1924 по 1935 год главные автоспортивные соревнования перебрались на северное побережье Испании, а именно на трассу «Ласарте», проложенную по дорогам общего пользования. С началом гражданской войны заезды прекратились и здесь, и Испания вернулась в автогоночный мир только в 1951 году, войдя в официальный календарь чемпионата «Формулы-1».

Первый сезон в королевских гонках, спор Мадрида и Барселоны

В дебютном сезоне, а также в 1954 году соревнования принимала шестикилометровая уличная трасса «Педральбес» в Барселоне. Первым официальным победителем Гран-при Испании «Формулы-1» стал Хуан-Мануэль Фанхио. Однако и этот проект не получился долгосрочным и был исключен из календаря из-за ужесточения требований безопасности. Накануне этого решения в автогоночном марафоне «24 часа Ле-Мана» случилась авария, унесшая жизни 83 зрителей и одного пилота.

Учитывая растущую популярность королевских гонок, Мадрид и Барселона стали настойчиво бороться за право принимать этапы «Формулы-1». В 1968 году организаторы нашли компромисс, и на протяжении семи лет гонки по очереди принимали две местные трассы — каталонский «Монтжуик» и столичный автодром «Харама». После аварии на треке в Барселоне, в результате которой погибли пять человек, Гран-при Испании проводили только в Мадриде.

В 1985 году в борьбу за право принимать гонку включился мэр города Херес-де-ла-Фронтера, который искал новые возможности для привлечения туристов. Ему, владельцам местной трассы и инвесторам удалось убедить представителей «Формулы-1» привезти Большие призы в «Херес», здесь королева автоспорта задержалась до 1990 года.

Особенности трассы в Барселоне: высокие требования к аэродинамике, сила ветра

Многообещающая трасса в Монмело вернула «Формулу-1» в Каталонию после 16 лет отсутствия. С 1991 года и до наших дней автодром неизменно входит в календарь чемпионата.

Трасса Ф1 в Испании

Трассу спроектировал бывший автогонщик Луис Перес Сала, который учел свой профессиональный опыт и схемы лучших европейских автодромов. Неспроста «Каталунья» многими экспертами считается эталонной трассой для оценки эффективности машин — она требовательна к балансу, аэродинамике и включает разные виды поворотов. Кроме того, здесь часто поднимается сильный ветер, что также влияет на настройки и чувствительность болида.

Современная конфигурация включает 14 поворотов, длина трека — 4,657 км. На «Каталунье», как и в Монако, трудно обгонять, поэтому преимущественно здесь побеждают гонщики, стартующие с поул-позиции.

Первая победа Шумахера за «Феррари» и домашний триумф Алонсо

Многие Гран-при «Формулы-1» на трассе в Монмело вошли в историю автогонок. Например, в 1996 году именно здесь Михаэль Шумахер одержал свою первую победу за команду «Феррари». Примечательно, что в официальный протокол той гонки вошли только шесть пилотов. Заезд прошел в сложных дождевых условиях, в результате чего тринадцать участников сошли с дистанции.

Всего Михаэль побеждал здесь шесть раз — это рекорд трека, который в 2021 году повторил Льюис Хэмилтон.

В 2006 году родную публику порадовал Фернандо Алонсо. Уроженец Овьедо вошел в историю как первый испанский гонщик «Формулы-1», который победил на домашней трассе. В 2013 году Алонсо повторил успех, но уже в составе «Феррари».

Громкий дебют Ферстаппена за «Ред Булл»

В мае 2016 года в российских СМИ гудела новость о том, что руководство «Ред Булл» по ходу сезона решило заменить Даниила Квята на молодого таланта Макса Ферстаппена. На тот момент решение казалось слишком поспешным и рискованным — тогда нидерландцу было всего 18 лет. Однако уже в воскресенье скептики замолкли: на Гран-при Испании 2016 года Ферстаппен одержал свою первую победу в «Формуле-1».

Макс Ферстаппен

Гонка началась со столкновения двух лидеров-напарников — Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона из команды «Мерседес». Оба выбыли из борьбы уже на первом круге, а пелотон возглавил вчерашний дебютант. В итоге Ферстаппен стал самым молодым пилотом, выигравшим гонку, самым молодым гонщиком, поднявшимся на пьедестал «Формулы-1», а также первым нидерландцем, победившим в Гран-при. Так началась успешная карьера будущего четырехкратного чемпиона мира.

В этом сезоне «Формула-1» прощается с автодромом в Барселоне минимум до 2037 года. Уже со следующего сезона Мадрид возвращает себе право проведения гонок, контракт рассчитан на 10 лет.

Расписание Гран-при Испании 2025

Этап чемпионата пройдет в классическом формате: три сессии свободных заездов, квалификация и гонка. Предварительный прогноз на Гран-при обещает солнечную погоду, однако в пятницу возможен порывистый ветер, который добавит сложностей в настройке болидов.

  • 30 мая, 14:30 мск — первая сессия свободных заездов
  • 30 мая, 18:00 мск — вторая сессия свободных заездов
  • 31 мая, 13:30 мск — третья сессия свободных заездов
  • 31 мая, 17:00 мск — квалификация
  • 1 июня, 16:00 мск — гонка

Фавориты Гран-при Испании — Ферстаппен против «Макларен»

Макс Ферстаппен неизменно побеждает в Барселоне на протяжении трех сезонов кряду, однако букмекеры не спешат записывать действующего чемпиона в явные фавориты Гран-при — коэффициент на его победу в гонке составляет 3,80. На сайте компании PARI можно сделать ставку на успех лидера чемпионата Оскара Пиастри с коэффициентом 2,55, первое место его напарника по «Макларен» Ландо Норриса умножит выигрыш на 2,90.

3.80
Бонус20 000₽
Ферстаппен выиграет Гран-при Испании в 4 раз подряд

Где смотреть «Формулу-1», трансляции гонок

Официальные трансляции «Формулы-1» и младших гоночных серий недоступны для зрителей на территории России. За эфирами можно следить в различных тематических сообществах «ВКонтакте».

Понравился материал?
461

Нашли ошибку? Сообщите нам

Оставить отзыв на эту запись

Комментарии (0)