Гран-при Канады: автодром на искусственном острове, «стена чемпионов» и самая длительная гонка в истории

10.06.2025 • 00:04
Гран-при Канады: автодром на искусственном острове, «стена чемпионов» и самая длительная гонка в истории

Десятый этап чемпионата мира «Формулы-1» пройдет в канадском Монреале с 13 по 15 июня. Рассказываем о трассе на искусственном острове Нотр-Дам, событиях прошлого и фаворитах настоящего.

История Гран-при Канады: интересные факты и главные события

Канадский этап впервые вошел в календарь «Формулы-1» в сезоне-1967, остановившись на трассе «Моспорт-Парк» в Онтарио. Гонка на четырехкилометровом треке состояла из 90 кругов, и здесь не было равных австралийцу Джеку Брэбему. Стартовав с седьмого места пилот без труда преодолел всю дистанцию, значительно оторвавшись от преследователей в дождевых условиях.

Но были в том заезде и не совсем очевидные герои — например, местный гонщик Эл Пиз. Канадец дебютировал в чемпионате и получил установку во что бы то ни стало добраться до финиша домашнего Гран-при. Уже на старте гонки Пиз столкнулся с техническими проблемами, и за время устранения неполадок отстал от соперников на шесть кругов. Вскоре после возвращения на трек неудачи продолжились: канадец вылетел с траектории и, проехавшись по лужам, залил аккумулятор дождевой водой. Но Пиз не отчаялся, выбрался из болида, бегом добрался до боксов, взял другой аккумулятор и самостоятельно заменил батарею. Многострадальный болид (или канадец?) все же добрался до финиша, но отстал от Брэбема… на 43 круга.

После неоднозначного дебюта Гран-при Канады еще не раз возвращался на «Моспорт-Парк», чередуя этапы с другой местной трассой — «Мон-Трамблан» в Квебеке. Но с принятием новых мер безопасности организаторы решили перенести этап на автодром в Монреале, построенный на искусственном острове Нотр-Дам.

Домашний триумф и наследие Жиля Вильнева

Остров был создан на реке Святого Лаврентия из 15 млн тонн породы, извлеченной при строительстве местного метрополитена в 1965 году.

Два года спустя Нотр-Дам принял международную выставку «Экспо-1967», прогремевшую на весь мир, а еще через одиннадцать лет впервые провел гонку «Формулы-1», где триумфально выступил местный пилот Жиль Вильнев.

Этап прошел в крайне непривычных для чемпионата условиях — на момент проведения гонки температура в Монреале колебалась между 5-8 градусами по Цельсию, до сих пор это самый холодный Гран-при в истории «Формулы-1». Но для канадского гонщика на болиде «Феррари» температурный рекорд помехой не стал, и домашний Гран-при сложился для него как нельзя лучше, особенно на фоне пострадавших из-за механических проблем и аварий конкурентов. С третьего места в квалификации Вильнев вышел в лидеры во второй половине гонки и смог додержать позицию до финиша.

ГП Канады

В Монреале Жиль одержал свою дебютную победу в карьере и стал первым канадцем, добившимся подобного успеха в «Формуле-1». После его смерти в 1982 году трасса была переименована и до сих пор носит имя своего первого победителя, а на старт-финишной прямой гонщиков по сей день встречает надпись «Salut Gilles».

С момента своего дебюта автодром регулярно принимает Гран-при «Формулы-1» за исключением сезонов 1987, 2009, 2020 и 2021 годов. По семь побед здесь одержали Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон, а среди команд чаще всего успеха добивался «Макларен». Одна из таких победных гонок британского коллектива навсегда вошла в историю королевы автоспорта.

Гран-при Канады-2011: гонка, в которой было всё

Отложенный старт, аварии и сходы, выезды машины безопасности и разница в стратегии — кажется, это рядовое описание любой дождевой гонки «Формулы-1», однако Гран-при Канады 2011 года имеет мало аналогов за всю историю чемпионата. Зрители и эксперты относят эту гонку в список величайших, и дело даже не в том, что она до сих пор остается самой длительной в истории «Формулы-1».

Действо продолжалось 4 часа 4 минуты и 40 секунд, за это время британский гонщик «Макларен» Дженсон Баттон успел шесть раз побывать на пит-лейн, «пережить» две аварии, отбыть один штраф, дважды опуститься на последнее место в пелотоне и в конечном итоге… выиграть гонку. Как по сценарию, решающий обгон за первую позицию случился на последнем круге, где Баттон воспользовался ошибкой Себастьяна Феттеля.

Несмотря на сложные погодные условия, до финиша Гран-при Канады 2011 года добрались 18 из 24 гонщиков. Этап в Монреале соответствует высокому уровню безопасности, и за всю историю гонок на автодроме было зафиксировано только два трагичных случая: в 1982 году здесь погиб итальянский гонщик Риккардо Палетти, а в 2013-м — маршал Марк Робинсон, попавший под колеса эвакуатора, который транспортировал «Заубер» Эстебана Гутьерреса.

Часто виновниками инцидентов на трассе становятся представители местной фауны. К сожалению, сверхбыстрым болидам «Формулы-1» не всегда удается избежать встречи с животными. Одним из последних известных случаев стало столкновение Макса Ферстаппена с птицей во время гонки 2023 года, что, однако, не помешало ему одержать итоговую победу.

Нидерландец не уступает первую строчку Гран-при Канады с сезона-2022.

«Добро пожаловать в Квебек!»: особенности трассы в Монреале, «стена чемпионов»

Конфигурация автодрома имени Жиля Вильнева претерпела множество изменений за все годы своего существования, чаще всего они были связаны с повышением уровня безопасности. С 2002 года по настоящее время трек (за исключением косметических и ремонтных работ) не менялся, его длина составляет 4361 метр, количество поворотов — 14.

Трек Ф1 в Канаде

Визитной карточкой автодрома считается так называемая «стена чемпионов» — заграждение в последнем повороте трассы перед старт-финишной прямой. Стена получила свое название после ряда инцидентов с участием чемпионов «Формулы-1». В 1999 году здесь свои болиды разбили Дэймон Хилл, Михаэль Шумахер и Жак Вильнев. Позже в аналогичные инциденты попадали многие другие гонщики «Формулы-1» — Себастьян Феттель, Дженсон Баттон, Карлос Сайнс, Кевин Магнуссен. При этом над шинным барьером «стены чемпионов» красуется приветливая надпись: «Добро пожаловать в Квебек!»

Трасса в Монреале требовательна к болидам: силовые установки и тормоза здесь работают на износ. При этом поул-позиция имеет не такую важную роль, как на других трассах — длинные прямые и резкие зоны торможения позволяют гонщикам вести борьбу за позиции.

Вероятность появления машины безопасности на автодроме традиционно считается высокой и превышает 80 процентов.

Расписание Гран-при Канады 2025

Этап чемпионата пройдет в классическом формате: три сессии свободных заездов, квалификация и гонка. Предварительный прогноз на Гран-при обещает облачную погоду, но вероятность осадков оценивается в 15-20%, поэтому вряд ли стоит ждать повторения сценария 2011 года.

  • 13 июня, 20:30 по московскому времени — первая сессия свободных заездов
  • 14 июня, 00:00 мск — вторая сессия свободных заездов
  • 14 июня, 19:30 мск — третья сессия свободных заездов
  • 14 июня, 23:00 мск — квалификация
  • 15 июня, 21:00 мск — гонка

Норрис и Пиастри

Фавориты Гран-при Канады — дуэль Пиастри и Норриса продолжится в Монреале

Букмекеры не спешат записывать лидера чемпионата Оскара Пиастри в явные фавориты гонки, давая ему и Ландо Норрису практически равные шансы на победу — соотношение коэффициентов 2.33 к 2.55. На сайте или в приложении букмекерской конторы PARI можно сделать ставку на успех действующего победителя Гран-при Канады Макса Ферстаппена с коэффициентом 5.70. Победа Шарля Леклера «стоит» 12.00.

Ферстаппен вновь победит в Канаде
Бонус20 000₽
5.70

Где смотреть «Формулу-1», трансляции гонок

Официальные трансляции «Формулы-1» и младших гоночных серий недоступны для зрителей на территории России. За эфирами можно следить в различных тематических сообществах «ВКонтакте».

Понравился материал?
351

Нашли ошибку? Сообщите нам

Оставить отзыв на эту запись

Комментарии (0)