Гран-при Саудовской Аравии: сверхбыстрый трек и критика правозащитников

Сезон «Формулы-1» продолжится в Саудовской Аравии, где на берегу Красного моря пройдет пятый этап чемпионата мира. Заезды стартуют 18 апреля.
История Гран-при Саудовской Аравии: интересные факты и ключевые события
«Джидда» — один из проектов новейшей истории «Формулы-1», первый Гран-при здесь состоялся всего четыре года назад. Трассу было предложено сделать во втором по величине городе страны — Джидде, на одноименной набережной, омываемой Красным морем.
Местный трек справедливо можно назвать «тилькодромом», вот только спроектировал его не Герман Тильке, а его сын Карстен. Еще до первых заездов дебютный проект немца вызывал много споров. Некоторые международные организации считали ошибкой проведение Гран-при в Саудовской Аравии из-за нарушений прав человека в стране, ущемлении свободы слова и существующей там смертной казни. Однако руководство «Формулы-1» приняло репутационные риски и отмахнулось заявлением, что любая принимающая гонки сторона обязуется соблюдать права и свободы человека при организации мероприятия.
В то же время в британских СМИ широко обсуждалась сумма, которую «Формула-1» выручит от организаторов Гран-при Саудовской Аравии. Согласно публикациям, по десятилетнему контракту принимающая сторона обязалась выплачивать около 66 миллионов долларов в год. Это одна из крупнейших сделок в календаре королевских гонок.
Запредельные скорости и слепые зоны
Еще на этапе строительства автогоночная общественность горячо обсуждала будущую трассу. Даже на бумаге трек выглядел опасным и сложным: большое количество слепых зон, высокоскоростные повороты, близость заграждений… В итоге общая протяженность трассы составила 6175 метров, количество поворотов — 27! При этом большинство из них являются поворотами только формально и скорее представляют собой скоростные изгибы, что только усложняет конфигурацию.
«Джидда» — трасса мощных моторов, здесь с полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают около 80% трека, а средняя скорость на круге составляет 253 км/ч. Для сравнения: на медленной городской трассе в Монако средняя скорость болидов едва превышает 171 км/ч.
Такая конфигурация требует от пилотов запредельной концентрации и высочайшего мастерства. Поэтому после дебюта трасса завоевала репутацию одной из самых непредсказуемых и захватывающих в календаре. Несмотря на всеобщие опасения, в дебютном Гран-при 2021 года до финиша из-за аварий не добрались всего четыре машины, а в последующие годы инцидентов стало еще меньше. Первым победителем Гран-при Саудовской Аравии стал Льюис Хэмилтон («Мерседес»), позже трасса покорялась только пилотам «Ред Булл» — дважды Максу Ферстаппену и единожды Серхио Пересу.
Будущий переезд в Киддию
Несмотря на крепкие отношения «Формулы-1» с саудитами, сотрудничество нередко проходит проверку на прочность. Так в 2022 году руководство чемпионата вновь подверглось общественной критике за то, что пошло на спорные уступки местным организаторам. Во время первой сессии свободных заездов группа боевиков нанесла удар по нефтебазе Aramco неподалеку от Джидды. Пламя пожара и черный дым были видны прямо с трассы, команды и гонщики были обеспокоены проведением Гран-при и даже думали о бойкоте воскресной гонки. Однако споры и волнения были урегулированы на общем собрании, и старт состоялся в срок.
В перспективе место проведения саудовского этапа планируется перенести в строящийся комплекс Киддия близ Эр-Рияда. Новоселье должно было состояться еще в 2024 году, однако откладывается минимум до сезона-2027. Пока Джидда сохраняет за собой звание столицы «Формулы-1» в Саудовской Аравии, но кто знает, что будет дальше.
Расписание Гран-при Саудовской Аравии 2025
Уик-энд на трассе «Джидда» пройдет в классическом формате — три тренировки, квалификация и гонка. Большая часть заездов запланирована на вечер и пройдет под искусственным освещением.
- 18 апреля, 16:30 мск — первая сессия свободных заездов
- 18 апреля, 20:00 мск — вторая сессия свободных заездов
- 19 апреля, 16:30 мск — третья сессия свободных заездов
- 19 апреля, 20:00 мск — квалификация
- 20 апреля, 20:00 мск — гонка
Фавориты Гран-при Саудовской Аравии, дуэль пилотов «Макларен»
После четырех гонок в общем зачете лидирует Ландо Норрис (77 очков), но его напарник по команде Оскар Пиастри значительно приблизился к британцу и не намерен уступать в борьбе за титул (74). В команде развернулась настоящая дуэль, и букмекеры не отмечают явного фаворита на предстоящем Гран-при. Коэффициент на победу Норриса составляет 2,30 по линии компании PARI, а на успех Пиастри — 2,65.
Третьим фаворитом гонки в Джидде считается действующий чемпион мира Макс Ферстаппен (9,00). Победа в Гран-при его напарника Юки Цуноды умножит ставку на 125,0.
Где смотреть «Формулу-1», трансляции гонок
Официальные трансляции «Формулы-1» и младших гоночных серий недоступны для зрителей на территории России. За эфирами можно следить в различных тематических сообществах «ВКонтакте».
Нашли ошибку? Сообщите нам
Комментарии (0)