Гран-при Японии 2025: история трассы «Формулы-1», дебют Цуноды в «Ред Булл»

Чемпионат «Формулы-1» продолжает шествие по Восточной Азии и отправляется на один из самых быстрых и захватывающих автодромов — на японскую «Судзуку». Гран-при пройдет с 4 по 6 апреля.
История Гран-при Японии: интересные факты и ключевые события
«Ложку» и «восьмерку» придумал нидерландец
Автодром был создан в 1961 году по наброскам нидерландского проектировщика Джона Хугенхольца и изначально использовался для тестовых заездов компании Honda. Спустя два года после открытия «Судзука» впервые приняла соревнования под громкой вывеской Гран-при Японии, но официально «Формула-1» обосновалась здесь только в 1987 году. Уже после королева автоспорта лишь дважды покидала автодром ради соседствующего проекта от Toyota — трассы «Фудзи Спидвей».
«Судзука» Хугенхольца и по сей день остается уникальным проектом, а некоторые повороты — Spoon («Ложка») и 130R — стали визитной карточкой азиатского этапа. Это единственная трасса «Формулы-1», выполненная в форме «восьмерки» (для пересечения построен мост), и что особенно привлекает болельщиков — одна из самых быстрых в чемпионате. Средняя скорость прохождения круга на сухом треке здесь составляет 221-229 км/ч, но при этом гоночное полотно окружают довольно узкие зоны безопаности.
Организаторы четырежды вносили изменения в конфигурацию трассы в Маэ, и свой современный вид «Судзука» обрела в 2009 году, насчитывая 18 поворотов при длине круга 5807 метров.
Сенна и Прост — дуэль с продолжением
«Судзука» всегда пользовалась большой популярностью и много лет принимала один из последних этапов «Формулы-1». Именно здесь разворачивались решающие схватки в борьбе за титул, но некоторые из таких сражений заняли особое место в истории автодрома.
В 1989 году лидер сезона Ален Прост и его ближайший преследователь Айртон Сенна столкнулись в шикане, из-за чего бразилец лишался математических шансов на чемпионство. Однако Сенне удалось выбраться из гравия, получив постороннюю помощь, и даже выиграть гонку, после чего он был дисквалифицирован. Было много пересудов, что француз осознанно пошел на такой маневр, дабы устранить конкурента по зачету.
В следующем году ситуация повторилась, только теперь уже лидирующий в чемпионате Сенна протаранил Проста, и случилось это гораздо раньше — в первом повороте гонки. В 1990 году титул достался бразильцу, который отплатил Просту той же монетой.
Помимо Проста и Сенны трасса в Японии приносила чемпионские титулы Нельсону Пике (1987), Дэймону Хиллу (1996), Михаэлю Шумахеру (2000, 2003), Себастьяну Феттелю (2011) и Максу Ферстаппену (2022).
Прорыв Райкконена и обгон за победу на последнем круге
Поул-позиция и первый стартовый ряд в «Судзуке» решают практически все. Но были и нерядовые случаи. Так, например, в 2005 году Кими Райкконен выиграл гонку с 17-й позиции на старте! Многих соперников финн опередил не в очной борьбе, но за счет верной командной стратегии «Макларен». Уже на последнем круге неутомимый Кими обогнал и лидера гонки — Джанкарло Физикеллу из «Рено».
Победа финна в Японии стала шестой для «Макларен» на «Судзуке», седьмую викторию коллективу в 2011 году принес Дженсон Баттон. По сей день британская команда делит с «Ред Булл» и «Феррари» рекорд трека этому показателю (7). По числу личных побед на трассе лидирует Михаэль Шумахер (6), и в ближайшее время из действующих пилотов с ним может сравняться только Льюис Хэмилтон (5).
Трагедия Бьянки и первая за 20 лет жертва гонок «Формулы-1»
После обсуждения ключевых побед и сражений на Гран-при Японии нельзя не вспомнить и главную трагедию местной трассы. Именно здесь, спустя 20 лет после аварии Айртона Сенны в Имоле и последней смерти в гонках «Формулы-1», случилось роковое событие в жизни молодого французского пилота Жюля Бьянки.
5 октября 2014 года на последних кругах гонки, проходящей в сложных погодных условиях, Бьянки за рулем «Маруси» вылетел с трассы и на скорости 126 км/ч врезался в стоящий эвакуатор, который убирал разбившийся на предыдущем круге болид. При столкновении 25-летний Бьянки ударился головой о противовес эвакуатора. Шансы на выживание после инцидента и полученных травм головного мозга оценивались как «чудо».
После нескольких месяцев борьбы 17 июля 2015 года было объявлено о смерти француза в госпитале. С тех пор «Формула-1» приняла ряд мер и правил , снижающих риски пилотов. Например, обязательное использование дополнительной дуги безопасности Halo. 17-й номер, под которым выступал Бьянки, был навсегда изъят из обращения.
Гегемония «Мерседес» и серия Ферстаппена
С 2012 года на «Судзуке» побеждают только две команды — «Ред Булл» и «Мерседес». С 2014 по 2019 год доминирующие «серебряные стрелы» завоевали здесь шесть первых мест подряд, после чего бразды правления вернулись к австрийской команде. Макс Ферстаппен неизменно лидирует на «Судзуке» на протяжении трех последних сезонов «Формулы-1».
В прошлом году Гран-при Японии впервые в истории переместился в первую половину календаря. Опыт был признан положительным, и в 2025-м местная трасса вновь примет гонщиков в апреле.
Расписание Гран-при Японии 2025
Уик-энд на «Судзуке» пройдет в классическом формате — три сессии свободных заездов, квалификация и гонка. Зрителям «Формулы-1», живущим по московскому времени, придется заводить будильники на раннее утро: первые заезды стартуют в 5:30 в пятницу.
- 4 апреля, 5:30 мск — первая сессия свободных заездов
- 4 апреля, 9:00 мск — вторая сессия свободных заездов
- 5 апреля, 5:30 мск — третья сессия свободных заездов
- 5 апреля, 9:00 мск — квалификация
- 6 апреля, 8:00 мск — гонка
Букмекерские фавориты Гран-при Японии
Лидер общего зачета Ландо Норрис имеет все шансы завоевать для «Макларен» первый победный кубок «Судзуки» с 2011 года. Коэффициент на его успех в гонке — 2,40, он является главным фаворитом предстоящего этапа.
Победа Оскара Пиастри «стоит» 2,90, а на вице-лидера чемпионата Макса Ферстаппена можно поставить с коэффициентом 9,00.
Накануне японского этапа «Формулы-1» у нидерландца сменился напарник: «Ред Булл» отправил провалившегося Лиама Лоусона (сход и 12 место) на понижение в «Рейсинг Буллз», обменяв его на Юки Цуноду. Японский гонщик впервые в карьере выступит за топ-команду и дебютирует за «быков» на домашнем автодроме. Сейчас коэффициент на победу Цуноды составляет 100,0, но, вероятно, уже скоро котировки изменятся.
Где смотреть «Формулу-1», трансляции гонок
Официальные трансляции «Формулы-1» и младших гоночных серий недоступны для зрителей на территории России. За эфирами можно следить в различных тематических сообществах «ВКонтакте».
Нашли ошибку? Сообщите нам
Комментарии (0)