Николай Петросян: «Вероятность, что трейдер станет жертвой «вилочников», в киберспорте во много раз выше»

15.03.2019 17:05
Николай Петросян: «Вероятность, что трейдер станет жертвой «вилочников», в киберспорте во много раз выше»

Директор медианаправления ESforce Holding рассказал BetOn почему киберспорт чище традиционных видов спорта, какие бренды не рекламируются на турнирах по Fortnite, зачем Cybersport.ru нанимает фокус-группы и что общего у киберспорта и Формулы-1.

В одном из интервью вы сказали, что букмекерам в киберспорте не хватает понимания аудитории, но Cybersport.ru мало отличается от обычного спортивного сайта.

Вы верно заметили, что интерфейс Cybersport.ru во многом копирует привычные интерфейсы спортивных ресурсов. В качестве референсов использовались ведущие спортивные сайты. Исходя из поведенческих показателей, которые мы сейчас анализируем, интерфейс Cybersport.ru не совсем нравится киберспортивной аудитории.

Поэтому мы предприняли беспрецедентный шаг — обратились в агентство UX-LAB, которое проводит исследования аудитории и вырабатывает рекомендации относительно UX/UI. Уже в 20-х числах марта мы стартуем с этим проектом. Мы подготовили объемные опросники для существующей и потенциальной аудитории, которые будем изучать на фокус-группах. Мы будем записывать на видео взаимодействия с фокус-группами, после чего перейдем ко второму этапу — анализу закономерностей и реформированию структуры и интерфейса сайта, чтобы быть максимально релевантными киберспортивной аудитории, которая несколько иначе потребляет контент, нежели традиционная спортивная.

В прошлом году прочитал материал The Guardian о договорных матчах в киберспорте. Для человека со стороны, там грязь похуже, чем в балканском футболе. А как это выглядит изнутри? Как вы оцениваете масштабы жульничества?

Статья в Guardian, безусловно, заслуживает внимания, но масштабы бедствия я бы не сравнивал ни с балканским футболом, ни тем более с теннисом, который является рассадником договорных матчей, особенно турниры, которые остаются вне внимания телекамер.

Да, в киберспорте существует проблема договорных матчей, но ее масштабы в сотни раз меньше, чем в традиционном спорте, поскольку за трансляциями на Twitch можно следить из любой точки земного шара. При этом в матчах малоизвестных команд иногда случаются подозрительные события. Ровно по той же схеме, как на теннисных челледжерах, когда 999-я ракетка мира неожиданно проигрывает гейм на своей подаче 1244-й ракетке, совершив четыре невынужденные ошибки.

В киберспорте расписывают не исход карты или матча, а другой маркет, например, какого персонажа «пикнут» (выберут) первым, кто добьется 10 «киллов» (уничтожений противника) и так далее. То есть что-то, что позволит выиграть на ставке, но не повлияет на итоговый результат. Как и в теннисе: договариваются о сдаче одного гейма, а не всего матча.

По каким признакам можно понять, что матч договорной?

Когда команда или отдельный игрок ставят против себя, они просто убегают друг от друга, не желая предпринимать целевые действия, или совершают очевидно глупые, нелогичные поступки. Предполагаю, что со временем киберспорт придет к системе раннего оповещения, как в футболе или теннисе. В киберспорте пока этого нет. Возможно, с увеличением рынка, необходимость взаимодействия между букмекерами, организаторами турниров и командами возрастет.

Чем ставки на киберспорт отличаются от ставок на футбол или хоккей?

В киберспорте точно так же можно ставить на победителя матчей или турниров, но вариативность маркетов скромнее, чем традиционных игровых видах спорта. Футбольная аудитория пресытилась 1Х2, тоталами и форами. Предполагаю, когда большинство киберспортивных ставочников устанут от традиционной росписи, букмекерам придется вносить разнообразие.

Сделать это не так легко, потому что букмекеры испытывают трудности с точки зрения трейдинга — чтобы выставить правильные коэффициенты, надо погрузиться в игру и понять ее суть, к тому же в киберспорте нет аналитической базы, накопленной за десятки лет. Киберспортивные трейдеры — первопроходцы, которые учатся на своих ошибках. Они пока опасаются предлагать слишком большой выбор, потому что вероятность стать жертвой «вилочников» во много раз выше.

В прошлом году в пользу киберспорта высказался даже министр спорта. Насколько важно официальное признание?

Россия одна из первых в мире признала киберспорт спортом. В стране эффективно работает Федерация компьютерного спорта России, которая аккредитована Минспорта. Глобально на каком-то этапе киберспорту нужно было признание, чтобы попасть в олимпийскую программу, но МОК по-прежнему не видит киберспорт на Олимпиадах.

Сейчас я бы сравнил киберспорт с Формулой-1. Автогонки тоже не олимпийский вид спорта, но это никак не мешает иметь миллионы болельщиков по всему миру, десятки щедрых спонсоров и реализовывать медиаправа на сотни миллионов долларов.

Киберспорт нашел способы взаимодействия с аудиторией. Популярность растет, признание со стороны олимпийских функционеров уже не столь важно. Спонсоры понимают влияние киберспорта на аудиторию вкладывают в него все больше денег.

Чем полезен ваш сайт для киберспортивного беттора?

В статистической базе Сybersport.ru десятки тысяч матчей. По каждой организации, каждому составу и каждому игроку собрана детальная статистика, что поможет при выборе ставки. Мы не собираемся на этом останавливаться. На основе исследования, о котором я говорил выше, мы запустим новые продукты. Но сначала нужно услышать аудиторию.

Сайт cybersports

В футболе самообразование беттора складывается из чтения книг о статистике и в целом о ставках. Потом идут статьи и чаты. С чего начать самообразование киберспортивного беттора? Книг нет, статей мало.

Важно играть самому, чтобы понимать контекст, изучать статистику, искать закономерности. В целом я согласен, что в киберспорте существует информационный вакуум. Киберспортивные бетторы ощущают этот дефицит, и медиа, которые восполнят пробел, получат лояльную аудиторию, которую можно монетизировать.

Войти в киберспорт хотят абсолютно все: рэперы, рекламодатели, букмекеры. А что интересно самому киберспорту?

На каком-то этапе было важно признание не только со стороны спортивных чиновников, но также со стороны крупного бизнеса, маркетологов ведущих брендов и агентств. Поэтому появление нового спонсора, пусть даже не на своем рынке, воспринималось с энтузиазмом. Условно: в Южной Корее Samsung стал спонсором турнира, это новость на ура воспринималась в Китае, Европе и СНГ. Этим рынкам от контракта ничего не перепадало, но такие новости показывали, что киберспорт — серьезная индустрия, туда будут вкладываться деньги, и вот очередное тому подтверждение.

С другой стороны, некоторые издатели игр накладывают ограничения на спонсорские активации. В частности, на турнирах по Fortnite запрещена реклама фастфуда, энергетических напитков и букмекеров. Fortnite пытается придать себе иной статус, но с другой стороны без щедрых рекламодателей сложно развивать киберспортивный компонент.

fortnite чемпионат

Получается конфликт интересов издателей игры и организаторов турниров, которые пытаются раскрутить именно спортивную составляющую Fortnite. Киберспорту интересны любые легальные рекламодатели, потому что каждый новый рекламодатель подчеркивает растущий статус киберспорта и рассеивает миф, что киберспорт это нишевое развлечение, которое никогда не превратится в бизнес. Киберспорт уже бизнес.

Где и как ставить на Fortnite

Каждый год появляется информация о том, что киберспорт прогрессирует. Какой предел роста у киберспорта, относительно футбола, например?

Доля ставок на киберспорт действительно растет. По итогам 2018 года я уточнял у БК «Париматч», «1хСтавка» и «Лига Ставок». У каждого из этих букмекеров доля клиентов, которые ставили на киберспорт, практически удвоилась. Суммы и количество ставок на киберспорт растут. Киберспорт для букмекеров — территория, где можно искать новых клиентов и реактивировать тех, кто пресытился традиционными видами спорта.

Доля киберспорта в букмекерском бизнесе будет расти соразмерно интересу аудитории. Конкурировать с футболом не способен не только киберспорт, но вообще ни один вид спорта. Имея серьезную экспертизу в футболе, букмекеры будут делать акцент на нем, потому что именно футбол кормит букмекеров.

В обозримом будущем киберспорт сможет конкурировать с гандболом, волейболом и хоккеем. Аудитория этих видов спорта становится старше, а аудитория киберспорта как раз достигает планки «25+» — это возраст, когда многие достигают того уровня благосостояния, при котором могут позволить себе регулярно играть у букмекеров. Уже в ближайшие один-два года киберспорту по силам войти в топ-5 по популярности у ставочников.

Тенденции российского киберспорта отличаются от мировых?

Ежегодно рынок растет примерно на 20-25% и в России, и в мире. В абсолютных показателях китайский и американский рынки больше. Но по величине аудитории Россия в числе мировых лидеров. С точки зрения профессионального подхода, Россия в Dota 2 и CS:GO не уступает лучшим организациям. Наглядный пример — Virtus.pro, которые успешно выступают на мэйджорах и выигрывают серьезные призовые. Поэтому Россия абсолютно в тренде.


В нашей группе ВК мы разыгрываем Playstation 4, фирменный футбольный матч и футболку вашего любимого клуба. Принимайте участие в конкурсе и выигрывайте призы. Принять участие!

Нашли ошибку? Сообщите нам

Добавьте комментарий к тексту ошибки и нажмите кнопку "Отправить".
Для ответа оставьте свой e-mail.

Далее по теме

+

Комментарии (0)