Почему нельзя запрещать рекламу букмекеров? Пример для России — печальный опыт Бельгии
Реклама различных букмекерских контор сейчас есть во всех источниках информации: ТВ, печатные издания, различные соцсети и видеоплатформы, оффлайн. Некоторые жители страны недовольны рекламой азартных игр. Редактор betonmobile.ru разбирается, почему нельзя запрещать рекламные ролики и различные интеграции букмекеров в России.
В России есть (довольно жесткие) ограничения
Общественные деятели в соседнем Казахстане пытаются бороться с рекламой букмекеров. Вывески могут встречаться рядом со школой, в метро. В России наружная реклама, содержащая информацию о букмекерской конторе, разрешена только на тех зданиях и помещениях, где находится данная букмекерская контора. У рекламы на телевидении в России тоже есть свои ограничения: не считая стандартных запретов на лозунги о «легких деньгах», еще есть и важная временная составляющая. Рекламные ролики букмекерских контор можно использовать на ТВ только после 22:00 или же во время спортивных трансляций. Во многих странах аналогичных запретов нет.
Если сравнивать все с тем же Казахстаном, где никак не могу создать регулятор ставок, в России он есть — Единый ЦУПИС. Данный сервис не позволяет размещать ставки лицам моложе 18 лет. В стране созданы благополучные условия для того чтобы лудомания не прогрессировала:
- Ограничение рекламы (запрет наружной рекламы, ограничение рекламы на ТВ временными рамками, запрет на использование образов людей и животных)
- Создан единый регулятор ставок, который помогает как клиентам букмекерских контор, так и самим букмекерам
- Есть возможность внести себя в черный список в едином регуляторе ставок, чтобы больше не пользоваться услугами БК никогда
- Нет возможности участвовать в азартных играх у лиц, не достигших 18 лет
Полный запрет рекламы грозит развитием нелегельного гемблинг-сообщества
Бельгия попала в неприятную ситуацию. Чрезмерная борьба с гемблингом способствовала росту нелегального рынка. С 1 июля 2023 года Бельгия ввела полный запрет на рекламу азартных игр. Негативное влияние новых правил подтверждают результаты исследований:
- Количество пользователей на нелегальных сайтах выросло на 6% за первые 3 месяца после ужесточения регулирования
- На 4% увеличилось количество депозитов, сделанных на запрещенных гемблинг-сайтах
- Количество нелегальных операторов выросло в 4,4 раза в 2024 году (с 500 до 2214)
- 4 из 10 самых популярных игровых платформ в Бельгии являются незаконными
Благодаря данному исследованию можно сделать вывод, что полный запрет на рекламу букмекеров не приведет к падению лудомании и снижению процента людей с игровой зависимостью, а лишь породит развитие нелегальных букмекерских контор.
Букмекеры активно финансируют спорт в стране
Еще одна причина, почему не стоит полностью запрещать рекламу БК. Например, по итогам 2022 года суммарные отчисления букмекеров на финансирование российского спорта составили 25 млрд рублей. Ни одна отрасль не смогла бы позволить такие финансовые расходы и вложения в российский спорт. Большая часть упала бы на плечи государства, которое в свою очередь получило возможность выделить деньги на нужны «бюджетников».
Важный нюанс
Для рекламы услуг букмекерских контор по телевидению в России, как я уже сказал, существует временная граница. Ранее десяти часов вечера транслировать рекламу нельзя, дабы уберечь детей от соблазнов. Но есть исключение. Рекламу БК можно показывать в течение любого спортивного события. Спортивные каналы в России пользуются этим и вещают круглосуточно. А значит – реклама букмекерских контор имеет неограниченный доступ к любому гражданину страны. Можно догадаться, что несовершеннолетние могут видеть данную рекламу, но поставить в легальных БК, разумеется, не смогут. В этом потенциально и есть проблема. Несовершеннолетние могут пойти в нелегальные букмекерские конторы, а в России они, пусть и с определенными сложностями, доступны. То же самое можно сказать и про людей, зависимых от азартных игр.
Выход из ситуации
Ряд мер, которые могут дополнительно улучшить ситуацию с лудоманией:
- Контроль за P2P платежами на законодательном уровне, дабы уменьшить процент играющих в нелегальных БК и онлайн-казино.
- Допуск рекламы БК только в прямых эфирах спортивных событий
- Безвозвратная блокировка своих данных на всех БК через единый портал
- Развитие помощи (психологи, психотерапевты) страдающим от лудомании людям
Читать также:
Нашли ошибку? Сообщите нам
Комментарии (0)